Инклюзивный ресурсный центр (далее - ИРЦ) был создан в ноябре 2013 г. на базе Крымского республиканского учреждения «Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения». В настоящее время Инклюзивный ресурсный центр (далее – ИРЦ) является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения Республики Крым, осуществляющего обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».

 

ИРЦ подчиняется директору Центра.

ИРЦ возглавляет заведующий структурным подразделением.

 

Презентация ИРЦ (открыть)

 

 

Целью ИРЦ является совершенствование модели и развитие практики инклюзивного образования, организация системы поддержки всех участников образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в возрасте до 18 лет и их семей в Республике Крым.

 

В ИРЦ работают квалифицированные специалисты (методист, педагог-психолог, учитель-дефектолог), задача которых – оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям), педагогам и специалистам в нахождении ресурсов, необходимых для обучения конкретного ребенка (программы, методические рекомендации, современные обучающие и коррекционно-развивающие технологии), оказывать помощь в организации учебно-воспитательного процесса, деятельности психолого-педагогических консилиумов, в создании инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях для реализации региональной модели инклюзивного образования.

 

Поддержка осуществляется на всех этапах инклюзивного образования и включает:

В чем преимущества инклюзии?

 

Инклюзивное образование является реализацией естественного права каждого ребенка обучаться рядом с домом, жить в своей семье и овладевать навыками общения в социуме на основе мощной поддержки со стороны школы/детского сада и всей государственной системы. Кроме того, инклюзия – это возможность равного доступа каждого не только к образованию, но и к охране здоровья, социальной и экономической сферам жизни общества.

 

Число детей, обучающихся в условиях инклюзии в общеобразовательных организациях Крыма, возросло с 10 человек в 2011/2012 учебном году до 2447 (380 из них с инвалидностью) в 2023/2024 уч.г. Из них:

В 125 дошкольных образовательных организациях открыты 275 групп комбинированной направленности с инклюзивным обучением, а в 342 общеобразовательных учреждениях – 1568 инклюзивных классов.

 

Успешность инклюзивной формы образования во многом зависит от слаженной работы команды специалистов и родителей (законных представителей).

 

Инклюзивное образование невозможно без применения адаптированных технологий и без специально организованной коррекционно-развивающей и социализирующей среды.

 

Специалисты ИРЦ готовы помочь родителям и педагогам «проложить» наиболее оптимальный индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка с учетом индивидуальных потребностей, особенностей и возможностей здоровья ребенка и с обязательной опорой на его сильные стороны, а также оказать методическую помощь в выборе необходимых специальных условий включения ребенка: материально-технического обеспечения, архитектурной доступности, психолого-педагогического сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса.

 

В образовательной организации, в которую пришел особый ребенок, создается педагогический консилиум. Команда специалистов изучает особенности, потребности, умения и навыки, интересы и сильные стороны ребенка для эффективного включения его в процесс обучения.

 

Обязательным условием инклюзии является активное участие родителей в работе команды. Родители знакомят педагогов с особенностями своего ребенка (что любит ребенок, чем интересуется, как общается, владеет ли навыками самообслуживания, быстро ли устает, с особенностями питания, сна, распорядка дня и т.д.). Именно родители определяют, что является первоочередным для них в процессе обучения ребенка, а педагоги, учитывая это, составляют индивидуальный образовательный маршрут и разрабатывают адаптированную образовательную программу. В соответствии с законодательством родители имеют право выбирать: формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, семейное); формы бучения (в школе, на дому, инклюзивное, индивидуальное, дистанционное) образовательную организацию (школу, гимназию, лицей и др.); язык, языки образования; факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (из перечня, предлагаемого школой) с учетом мнения ребенка, а также, при необходимости, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Кроме того, в домашних условиях родители поддерживают и развивают умения и навыки, полученные в школе или детском саду, помогают в изготовлении наглядного материала и пособий для занятий, а также принимают участие в тренингах, семинарах и внеклассных мероприятиях, направленных на формирование инклюзивной культуры, позитивного отношения всех участников образовательного процесса к детям с особыми потребностями.

 

Важным элементом системы поддержки особого ребенка в условиях инклюзивного обучения является организация специальных и дополнительных коррекционно-развивающих занятий с психологом, дефектологом, логопедом, специалистом ЛФК, массажистом, реабилитологом и другими специалистами в школе/детском саду и за их пределами.