ИНКЛЮЗИВНЫЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР

Инклюзивный ресурсный центр (ИРЦ)

 

Инклюзивный ресурсный центр (далее - ИРЦ) был создан в ноябре 2013 г. на базе Крымского республиканского учреждения «Методический центр психолого-медико-педагогического сопровождения».

Презентация ИРЦ (открыть)

Число детей, обучающихся в условиях инклюзии в общеобразовательных организациях Крыма, возросло с 10 детей в 2011/2012 учебном году до 1214 в 2019/2020 уч.г., (319 из них с инвалидностью).

Из них:

- дошкольников – 249 (120 с инвалидностью);

- школьников – 965 (199 с инвалидностью).

В 100 дошкольных образовательных организациях открыто 159 групп с инклюзивным обучением, а в 271 общеобразовательной школе – 691 класс.

Инклюзивный ресурсный центр является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения, осуществляющего обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения».

Отдел подчиняется директору Центра.

Отдел возглавляет заведующий структурным подразделением.

Электронный адрес: oirc@krcppms.ru

Целью ИРЦ является развитие и внедрение практики инклюзивного образования, организация системы поддержки и комплексного сопровождения детей с ОВЗ в возрасте до 18 лет и их семей в Республике Крым.

В ИРЦ работают опытные, квалифицированные специалисты: методист, педагоги – психологи, дефектологи, логопеды, которые готовы оказывать действенную помощь детям с особыми потребностями и их родителям (законным представителям).

Поддержка осуществляется на всех этапах инклюзивного образования:

  • обладая профессиональными знаниями об особенностях «особого» ребенка, специалисты ИРЦ помогают создать в образовательных организациях специальные условия и атмосферу принятия с опорой на его сильные стороны и с учетом реальных возможностей;
  • обеспечивают методическую, практическую и психологическую поддержку педагогам и специалистам, реализующим инклюзивную практику;
  •  оказывают помощь в создании позитивной атмосферы принятия особого ребенка, а также в формировании инклюзивной культуры в образовательной организации;
  • обеспечивают поддержку семьи в процессе обучения и социализации особого ребенка.

В чем преимущества инклюзии?

Мы считаем, что инклюзивное образование является реализацией естественного права каждого ребенка обучаться рядом с домом, жить в своей семье и овладевать навыками общения в социуме на основе мощной поддержки со стороны школы/детского сада и всей государственной системы. Кроме того, инклюзия – это возможность равного доступа каждого не только к образованию, но и к охране здоровья, социальной и экономической сферам жизни общества.

Основная задача специалистов ИРЦ – помочь родителям и педагогам «проложить» наиболее оптимальный индивидуальный образовательный маршрут для ребёнка, в том числе в выборе образовательной организации с учетом индивидуальных потребностей, особенностей и возможностей здоровья ребенка и с обязательной опорой на его сильные стороны. А также оказать помощь в выборе необходимых условий включения ребенка: материально-технического обеспечения, архитектурной доступности, психолого-педагогического сопровождения и кадрового обеспечения образовательного процесса.

В образовательной организации, в которую пришел особый ребенок, создается педагогический консилиум. Команда специалистов изучает особенности, потребности, умения и навыки, интересы и сильные стороны ребенка для эффективного включения его в процесс обучения.

Обязательным условием инклюзии является активное участие родителей в работе команды. Прежде всего, родители знакомят педагогов с особенностями своего ребенка (что любит ребенок, чем интересуется, как общается, владеет ли навыками самообслуживания, быстро ли устает, с особенностями его питания, сна, распорядка дня и т.д.). Именно родители определяют, что является первоочередным для них в процессе обучения ребенка, а педагоги, учитывая это, составляют индивидуальную программу развития и обучения*. Кроме того, в домашних условиях родители поддерживают и развивают умения и навыки, полученные в школе или детском саду, помогают в изготовлении наглядного материала и пособий для занятий. А также принимают участие в тренингах, семинарах и внеклассных мероприятиях, направленных на формирование позитивного отношения всех участников образовательного процесса к детям с особыми потребностями.

Важным элементом системы поддержки особого ребенка в условиях инклюзивного обучения является организация специальных и дополнительных услуг в школе (детском саду) и за их пределами, то есть занятия с психологом, дефектологом, логопедом, специалистом ЛФК, массажистом, реабилитологом и другими специалистами.

Название Инклюзивный ресурсный центр не случайно. Одно из ключевых слов здесь – ресурсный, то есть, направляющий к имеющимся ресурсам. Задача специалистов ИРЦ – помочь найти ресурсы необходимые для обучения конкретного ребенка (программы, методические рекомендации, современные обучающие и коррекционно-развивающие технологии, дополнительные услуги образовательного, социального, медицинского, реабилитационного характера).

Инклюзивное образование невозможно без педагогов, без тьюторов, без специальных щадящих технологий, позволяющих детям в спокойном и защищённом месте овладевать новыми навыками.

Объединенные усилия родителей, педагогов, специалистов, социальных работников и сотрудников ИРЦ помогают каждому ребенку с особыми потребностями обрести не только настоящее, но и будущее…

*Обратите внимание!

Родители имеют право (ст. 44 ФЗ №273 «Об образовании») выбирать:

  • формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, экстернат, семейное);
  • формы обучения (в школе, на дому, инклюзивное, индивидуальное, дистанционное);
  • образовательную организацию (школу, гимназию, лицей и др.);
  • язык, языки образования;
  • факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) (из перечня, предлагаемого школой)

с учетом мнения ребенка, а также, при необходимости, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Дата последнего обновления страницы 01.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»