В рамках проведения Всемирного месяца информирования об аутизме учитель-дефектолог Отдела ранней помощи Файкова Себиля Шаиповна дала Комментарий крымской газете «Янъы дюнья» («Новый мир») по вопросам особенностей развития и диагностики детей с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), а также возможности оказания помощи родителям, воспитывающих детей с РАС, на базе Крымского республиканского центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
РАС – расстройства развития, проявляющиеся качественными нарушениями в сфере социального взаимодействия, коммуникации, а также склонностью к стереотипному поведению. РАС проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека.
На настоящий момент ученым не удалось установить единой причины возникновения аутизма, данное расстройство обусловлено комплексом факторов как генетических, так и средовых.
РАС проявляется крайне разнообразно – от легких до более тяжелых форм, поэтому если Вы знаете одного человека с аутизмом, то Вы знаете лишь одного человека с аутизмом.
Клинический диагноз РАС ставит только врач-психиатр. Группу риска РАС могут выявить специалисты медицинского, психолого-педагогического направлений и родители, которые имеют возможность раньше всех заметить особенности в развитии ребенка.
Родителям в первую очередь стоит обратить внимание, на так называемые «красные флажки аутизма». Красные флажки – это признаки, которые свидетельствуют о возможных нарушениях у ребенка в области социального взаимодействия и коммуникации. Например, у ребенка нет указательного жеста к 1 году, нет лепета (ба-ба, да-да), он не показывает предметы взрослому, не использует жесты, не копирует действия или звуки взрослого. Также важными параметрами, на которые следует обратить внимание, являются отсутствие реакции на собственное имя и визуального контакта со взрослым (или его эпизодический, кратковременный характер). Необходимо отметить, что выводы о существующих рисках в развитии ребёнка должны основываться на анализе комплексного нарушения перечисленных навыков.
Для того, чтобы общение с ребёнком было эффективным и носило развивающий характер его необходимо выстраивать с учётом особенностей детей с РАС. Поэтому родителям так важно повышать уровень психологической компетентности. В этом готовы помочь специалисты нашего центра, которые на протяжении многих лет реализуют специальную программу для родителей, воспитывающих детей с трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации.
Аутизм нельзя «перерасти» и вылечить. Тем не менее исследования показывают: ранняя диагностика и помощь существенно улучшают качество жизни людей с аутизмом, помогают им социализироваться.
Ссылка на сайт газеты: https://mediacentr.org.ru/gazeta-yany-dyunya/