Инклюзивная культура в образовательном пространстве

 

Государственное бюджетное учреждение Республики Крым, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»

Инклюзивная культура в образовательном пространстве

 

Традиционно в апреле месяце во всех образовательных организациях Республики Крым проходит Неделя инклюзивного образования. В этом году пандемия COVID-19 внесла свои коррективы. Но принципы инклюзивного образования, инклюзивного общества и инклюзивной культуры остаются неизменными.

Дети - это люди, но с другим масштабом понятий,

другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств.

Януш Корчак   

    Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врождённые или приобретённые в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют помощи окружающих.

    Распространение информации об особенностях, потребностях и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также о достижениях науки и практики их успешного обучения, воспитания, и социализации — один из основных факторов формирования инклюзивной культуры, направленный на повышение качества жизни общества. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для максимальной адаптации и полноценного включения в общество.

    Особые потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести и первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в специальных способах педагогического воздействия. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют активизировать и реализовать их познавательный и личностный потенциал.

  • Наличие навыка ориентировки в пространстве у ребенка с нарушенным зрением расширяет его самостоятельность и социальную компетентность.
  • Владеющий устной речью ребенок с нарушением слуха более свободен в общении с окружающими, чем такой же ребёнок, обученный коммуникации только с помощью жестовой речи.

    Важно выделить основные принципы инклюзивного образования:

  • признание равной ценности для общества всех обучающихся и педагогов;
  • различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а НЕ препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в жизни коллектива сверстников для всех учеников без исключения;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и создание специальных условий для детей с ОВЗ/инвалидностью, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех обучающихся в целом;
  • признание права родителей на выбор для своего ребенка места и формы получения образования;
  • формирование и развитие инклюзивной культуры в конкретной образовательной организации и в обществе в целом;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
  • развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местными сообществами, общественными организациями; признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.

    Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения.

    Инклюзивная культура состоит в том, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к одному сообществу.

!!! Реализация особых образовательных потребностей является единственным путём преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение здоровья. Именно в этом случае особым образом построенный процесс обучения является средством, с помощью которого ребёнок может познавать окружающий мир, а в дальнейшем адаптироваться в социуме. 

Дата последнего обновления страницы 15.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения