Традиционно в апреле месяце во всех образовательных организациях Республики Крым проходит Неделя инклюзивного образования. В этом году пандемия COVID-19 внесла свои коррективы. Но принципы инклюзивного образования, инклюзивного общества и инклюзивной культуры остаются неизменными.
Дети - это люди, но с другим масштабом понятий,
другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств.
Януш Корчак
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врождённые или приобретённые в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют помощи окружающих.
Распространение информации об особенностях, потребностях и возможностях детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также о достижениях науки и практики их успешного обучения, воспитания, и социализации — один из основных факторов формирования инклюзивной культуры, направленный на повышение качества жизни общества. Именно инклюзивное образование обеспечит детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимые для максимальной адаптации и полноценного включения в общество.
Особые потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести и первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в специальных способах педагогического воздействия. Сознательно организованное образовательное пространство, специализированные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют активизировать и реализовать их познавательный и личностный потенциал.
- Наличие навыка ориентировки в пространстве у ребенка с нарушенным зрением расширяет его самостоятельность и социальную компетентность.
- Владеющий устной речью ребенок с нарушением слуха более свободен в общении с окружающими, чем такой же ребёнок, обученный коммуникации только с помощью жестовой речи.
Важно выделить основные принципы инклюзивного образования:
- признание равной ценности для общества всех обучающихся и педагогов;
- различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а НЕ препятствия, которые необходимо преодолевать;
- устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в жизни коллектива сверстников для всех учеников без исключения;
- анализ и изучение попыток преодоления барьеров и создание специальных условий для детей с ОВЗ/инвалидностью, проведение реформ и изменений, направленных на благо всех обучающихся в целом;
- признание права родителей на выбор для своего ребенка места и формы получения образования;
- формирование и развитие инклюзивной культуры в конкретной образовательной организации и в обществе в целом;
- признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
- развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местными сообществами, общественными организациями; признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения.
Инклюзивная культура состоит в том, что мы все здесь разные, и каждый по-своему особенный, но все мы принадлежим к одному сообществу.
!!! Реализация особых образовательных потребностей является единственным путём преодоления социальных ограничений, к которым привело нарушение здоровья. Именно в этом случае особым образом построенный процесс обучения является средством, с помощью которого ребёнок может познавать окружающий мир, а в дальнейшем адаптироваться в социуме.